Согласно предварительным данным Gartner, мировые ПК-поставки в 1 квартале 2012 г. составили 89 млн. шт., что на 1,9% больше, чем в  том же квартале год назад (87,3 млн. шт.). Эти результаты выше прежнего прогноза Gartner (снижение на 1,2% за год).

«Результаты различались по регионам, при этом EMEA показал себя лучше, чем ожидалось, а Азиатско-Тихоокеанский был ниже ожиданий, отчасти из-за медленного роста в Индии и Китае, - пишет Микако Китагава, главный аналитик Gartner. - Хотя у ПК-отрасли высокие ожидания сильного роста на развивающихся рынках, замедление [роста] этих рынков в 1 квартале служит осторожным предупреждением вендорам, что будущий рост ПК-отрасли не может слишком полагаться на развивающиеся рынки, хотя проникновение в этих регионах низкое».

«Нехватка жестких дисков оказала в целом ограниченное влияние на ПК-поставки в 1 квартале. Наблюдалось некоторое влияние на отдельных рынках, в частности, недорогих потребительских ноутбуков и систем собственной сборки в отдельных регионах, но низкий спрос на ПК смог замаскировать напряженность с поставками HDD».

Хотя в 1 квартале у вендоров обычно слабые продажи потребительских ПК, предварительные результаты Gartner показывают, что рост потребительских ПК-поставок был ниже нормального. Слабый потребительский спрос  - отчасти результат усилившегося соперничества за потребительские расходы. Вендоры устройств, ориентированные на ограниченную линейку продуктов, могут рассчитывать лишь на малую долю потребительских расходов. Такие компании, как Apple, могут выйти с чистой победой благодаря всеобъемлющему предложению продуктов/услуг, которое притягивает значительную часть расходов потребителей.

HP увеличила свою долю, оставаясь лидером мирового рынка; на нее приходилось 17,2% ПК-поставок в 1 квартале. Компания сумела также обеспечить себе надежный запас жестких дисков в отличие от 4 квартала 2011 г., когда она столкнулась с проблемой нехватки. Рост HP показывает также, что проблемы руководства были разрешены, и аналитики отмечают, что компании, похоже, удалось вернуть себе часть бизнеса, который она потеряла из-за этих проблем.

Lenovo продемонстрировала самый высокий рост среди топ-5 вендоров, и ее поставки в 1 квартале выросли на 28,1%. Компания имеет хороший рост на профессиональном рынке и успешно расширялась в потребительском сегменте.

Dell показала более слабые результаты в большинстве регионов, чем год назад, и впервые за два года  -  снижение поставок в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По мнению Gartner, эти ранние симптомы позволяют утверждать, что ослабление поставок вызвано главным образом дешевыми потребительскими системами, которым Dell стала уделять меньше внимания. Судя по всему, инвестиции компании больше нацелены на коммерческий рынок.

Общие ПК-поставки в США в 1 квартале составили 15,5 млн. шт., что на 3,5% ниже, чем за тот же период год назад. Gartner ожидал, что рынок сократится  на 6,1% в этом квартале.

«Потребительский сегмент оставался  тормозом роста рынка, так как спрос на ПК был низким, - пишет Китагава. - Нехватка жестких дисков всё же сказалась на самом нижнем сегменте потребительских ноутбуков, поэтому каналы продаж не могли проводить агрессивные промо-акции для самых дешевых систем. Остается вопрос, смогут ли эти системы самого низкого класса привлечь покупателей, так как внимание последних переключилось на другие устройства».

HP показала самый сильный рост среди топ-5 вендоров в США, и ее поставки выросли на 6,6%, а доля рынка в этом квартале достигла 29%. Apple была еще одним вендором среди топ-5, кто также показал рост в этом квартале - на 3,8%.

ПК-поставки в EMEA в 1 квартале составили 28,2 млн. шт., что на 6,7% выше, чем за тот же период год назад.

«ПК-рынок в EMEA рос быстрее, чем мировой, ввиду устойчивого спроса в профессиональном сегменте, так как организации осуществляли долгожданные планы по Windows 7», - пишет Ранджит Атвал, директор исследования Gartner. Спрос вырос в Западной  Европе, а также на  развивающихся рынках. По оценке Gartner, сегмент настольных ПК в EMEA займет  40% всех ПК-поставок в 2012 г. «Настольный ПК всё еще жив», - подчеркнул Атвал.

Рост ПК-поставок в Центральной и Восточной Европе был чуть выше ожидаемого благодаря увеличению спроса в России и СНГ и более скромному росту в других странах. Ближний Восток и Африка также показали квартал роста с возобновлением расходов на потребительском рынке.

В рядах топ-5 вендоров не произошло перемен, но их результаты различались. HP не только удержала 1 место, но увеличила свою долю рынка и отрыв от ближайших соперников, Acer и Dell. Lenovo продемонстрировала самый высокий рост благодаря солидному увеличению продаж своих линеек настольных и мобильных ПК. Acer продолжал сокращать уровень запасов и был единственным среди топ-5 вендоров, кто показал снижение поставок.

В целом, 2011 год на рынке ПК оказался очень слабым; свою роль сыграл и дефицит жестких дисков. Однако относительная стабильность экономической обстановки дала вендорам возможность пополнить свои запасы и удовлетворить спрос на профессиональные ПК.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе ПК-поставки в 1 квартале достигли 30,3 млн. шт., что на 2% больше  прошлого года. В Китае поставки настольных ПК значительно снизились. В Индии сделка с Tamil Nadu, намеченная правительством страны, чтобы предоставить бесплатные ноутбуки студентам, планировалась на 1 квартал, однако была отложена на последующие месяцы.

ПК-рынок в Латинской Америке в 1 квартале показал снижение на 3,2%, и поставки составили 9 млн. шт. Поставки мобильных ПК выросли на 0,4% по сравнению с прошлым годом, а настольных - снизились на 7,6%. Многие поставщики систем собственной сборки истощили свои запасы из-за нехватки жестких дисков.

ПК-поставки в Японии в 1 квартале выросли на 11,5% и достигли 4,4 млн. шт. Двузначный рост отчасти был следствием очень слабых результатов в 1 квартале 2011 г. после землетрясения и цунами, случившихся в марте.

«Первый квартал 2012 г. был переходным периодом, так как ПК-отрасль ожидает двух больших новых выпусков: процессора Ivy Bridge от Intel и Windows 8 от Microsoft. Оба продукта ожидаются к старту в этом году. Gartner не считает, что эти новые продукты вызовут столь большой спрос, как надеется отрасль. На рынок будет выпускаться очень мало [новых] продуктов, пока не состоятся эти крупные релизы», - пишет Китагава.