В середине 2013г. на российском компьютерном рынке произошел, а точнее, оформился, структурный переворот. Так начиналась первая часть нашего обзора, посвященного коренным изменениям в структуре российского компьютерного рынка, вызванного активным проникновением новых классов компьютерных устройств, прежде всего смартфонов, планшетов и моноблоков. Это явление расширило число потребительских сегментов, и, естественно, оказало сильное влияние на продуктовые линейки основных игроков рынка.

Нами был выделен десяток продуктовых категорий, которые можно достаточно четко дифференцировать на уровне функционально-технических и потребительских характеристик. В качестве количественных индикаторов использовалось число моделей, суммарно представленных на российском рынке в каждой категории группой ведущих мировых компьютерных брендов (Acer, Apple,Asus, Dell,Fujitsu, HP, Lenovo, MSI, Samsung, Sony, Toshiba). 

В сегодняшней публикации мы рассмотрим приведенную в прошлый раз таблицу более детально, а именно с точки зрения активности различных вендоров в отдельных сегментах, что может дать примерную картину товарной конкуренции в них. Примерную потому, что в целом ряде сегментов есть сильные игроки, которые не входят в список 11 вышеупомянутых мировых компьютерных грандов. Мы уже отмечали это в прошлый раз, речь, в частности, идет о сегментах настольных ПК, где сильны локальные сборщики, плафонов, где погоду в значительной степени делают некомпьютерные в прошлом понимании компании, планшетов, где число заметных игроков исчисляется десятками.

Тем не менее, таблица, в которой указано число моделей представленных ведущими компаниями в разных сегментах, дает базовую конкурентную картину на современном компьютерном рынке, поскольку рынок будет по числу активных игроков консолидироваться, причем с большой вероятностью в сторону ведущих мировых брендов.

 Структура модельного предложения по вендорам в различных подсегментах компьютерного рынка  

Категория Acer Asus Apple Dell HP Lenovo Samsung Sony Toshiba MSI Fujitsu
Стандартные NB 21 26 2 23 36 37 5 9 15 15 23
Ультрамобильные NB 26 39 3 24 21 20 9 9 10 1 6
Хромбуки 1 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0
Detacheble ARM 6 11 0 0 4 3 2 1 1 0 3
Convertible 1 2 0 2 2 9 0 5 1 1 3
Планшеты ARM 7 5 2 1 2 9 11 3 2 7 2
Планшеты x86 1 4 0 5 1 2 0 0 1 1 1
Системные блоки 17 12 2 21 29 29 0 0 0 0 30
AIO 23 18 2 5 24 3 4 2 0 26 1
Неттопы 2 8 0 0 0 2 0 0 0 1 0
Плафоны 1 3 0 0 0 2 3 3 0 0 0

Напомним, что под моделью понимается конечно не перечень всех возможных артикулов, а так называемые модели верхнего уровня. Мы брали только модели, которые продавались в России в IV квартале 2013 г. или появились на полках в январе-феврале текущего года. При этом старые модели, сбыт которых в этот период напоминал лишь дораспродажу складских остатков, не рассматривались.

В категории стандартные ноутбуки основными игроками являются Acer, Asus, Lenovo и HP. Правда достаточно широкими линейками обладают Dell и Fujitsu, но мы в процессе условного рейтингования учитывали также и реальные объемы продаж.

Ультрамобильные ноутбуки. Здесь главные фигуранты опять же Acer и Asus, чуть в меньшей степени HP и Lenovo, и, пожалуй, стоит упомянуть Dell.

Трансформерные конструктивы у нас разнесены в две отдельные позиции: Convertible – модели с неотделяемым поворотным экраном и разделяемые устройства, образующие подкласс Detachable.

В подсегменте Сonvertible лидер – Lenovo, активен также бренд Sony. А среди Detachableустройств однозначный лидер – Asus, активна компания Acer, нацелилась в эту сферу и HP.

Плафоны. Тут, конечно, главный, почти непререкаемый игрок – Samsung, интересное предложение у Asus. Но в целом обзор этого сегмента у нас явно далек от полноты, так как мы не рассматриваем предложение еще ряда игроков рынка мобильных телефонов.

В сегменте планшетов ситуация довольно пестрая. В случае с младшими 7 дюйм системами кроме Samsung упомянуть из нашего списка в качестве лидеров некого, поскольку этот рынок в целом принадлежит локальным поставщикам. По более крупным типоразмерам среди лидеров конечно надо назвать Apple, несмотря на неширокий модельный ряд, и опять же Samsung. Также можно, пожалуй, отметить Acer и Asus. Кроме того и здесь есть большая доля локальных производителей.

В сегменте десктопов лидер рынка HP, традиционно сильно играет здесь Acer, а также последнее время активизировалась компания Lenovo. Снова оговоримся, что локальных имен здесь нет в силу введенных методических ограничений.

Среди поставщиков моноблоков самые серьезные игроки – Lenovo и HP, чуть ниже рейтинг у Acer, Apple и Asus.

Рассмотренную матрицу модельного наполнения рынка можно детализировать и дальше, поскольку выделенные нами товарные категории не однородны. В частности, многие из них (особенно ноутбуки, планшеты, моноблоки) глубоко сегментируются по диагональному фактору. Причем часто такая сегментация сильно влияет на потребительское позиционирование, а, следовательно, и на состав товарных линеек основных игроков.