Согласно последнему отчету IDC, в 3 квартале 2013 г. ПК-поставки в регионе EMEA сократились  на 16%, до 21,4 млн. шт. Поставки портативных ПК составили 13,3 млн. шт. – меньше на 20,6%, а поставки настольных ПК  -  8 млн. шт., на 7% ниже по сравнению с тем же кварталом год назад.

Рынок сократился меньше, чем в предыдущем квартале, благодаря росту коммерческого спроса, но макроэкономические и политические факторы затрагивали субрегионы по-разному. В этом году предшкольный период не создал заметного спроса, за исключением сектора образования: осторожное поведение розницы на фоне  вялого потребительского спроса и стремление вендоров к меньшим запасам сдерживали  потребительские продажи, сказываясь на рынке в целом.

«Пока еще рано говорить о восстановлении, но худшее, похоже, пройдено во 2 квартале 2013 г. Однако подъем наблюдается главным образом в коммерческом секторе, сентябрьские результаты были выше ожидаемых у большинства игроков. Окончание поддержки Windows XP в 2014 году заставляет ИТ-подразделения заняться обновлением оборудования», - пишет Кристелль Лабек, менеджер исследования, Personal Computing, IDC EMEA.

В Западной Европе ПК-поставки снизились на 13,2% по сравнению с прошлым годом, что соответствует прогнозам. Третий квартал имел неблагоприятную базу сравнения с прошлым годом, так как ПК-поставки в 3 квартале 2012 г. были поддержаны подготовкой выпуска Windows 8, особенно в потребительском сегменте. Исчезновение мини-ноутбуков также внесло свой вклад в негативные результаты в сегменте потребительских портативных ПК в этом квартале. Потребительские настольные ПК продемонстрировали нулевой рост, показывая, что организации начинают больше инвестировать в оборудование.

Сделки в предшкольный период в секторе образования также нивелировали  негативные тенденции, в регионе прошли первые тендеры в секторе образования по ноутбукам Chromebook.

Страны Севера Европы и немецкого языка выглядели лучше, чем Европа в среднем, но Юг Европы оставался более уязвимым. По мере того как экономические перспективы в Еврозоне улучшались, рынки Ирландии и Греции, где ПК-поставки до этого значительно сократились, вернулись к скромному росту в этом квартале. Потребительский рынок оставался вялым из-за сохраняющейся слабости спроса, так как домохозяйства отдавали предпочтение планшетам либо отказывались  от покупки из-за высоких цен на ноутбуки и ультрабуки с сенсорным экраном.

«Ожидается, что многие новые потребительские продукты, включая ноутбуки-трансформеры, использующие новейшую платформу Intel и обновленную ОС Microsoft, поступят в продажу в 4 квартале этого года, - пишет Масей Горники, старший аналитик исследования, Personal Computing, IDC EMEA. - Как результат, чтобы избежать накопления товарных запасов с устаревшей технологией, поставки в 3 квартале оставались сдержанными. Более того, хотя выбор устройств и операционных систем значительно расширяется, большинство потребительских решений о покупке обуславливаются ценой».

«ПК-рынок показал слабые результаты, как и ожидалось, в субрегионах Центральной и Восточной Европы (CEE) и Ближнего Востока и Африки (MEA), - пишет Стефаниа Лоренц, младший вице-президент, Systems, IDC CEMA. - В 3 квартале ПК-рынок в этих субрегионах показал спад поставок за год на 22,2% и 14,5% соответственно. Оба субрегиона были затронуты негативной переменой в расходах потребителей с переходом от традиционных ноутбуков к планшетам. В регионе CEE рынок портативных ПК сократился на 27,5%; результаты рынков Чешской  Республики, стран Балтии, Украины и России были ниже ожиданий вследствие экономической рецессии и неблагоприятных обменных курсов в некоторых их этих стран. Товарные запасы более не являются серьезной причиной сокращения рынка. Рынок портативных ПК в регионе MEA уменьшился на 17,2% за год, при этом рынки Саудовской  Аравии, OGCC, стран Восточного Средиземноморья и Турции, а также некоторых стран Африки сократились  больше, чем ожидалось. Замедление темпов экономического развития во многих странах и политическая нестабильность, которая, видимо, продолжает подпитывать неопределенность в ближневосточном регионе, а также неблагоприятные обменные курсы в ЮАР и Турции - всё это негативно сказывается на ПК-рынке».

Картина по вендорам

HP упрочила свое первое место в EMEA благодаря хорошим результатам в Западной Европе и росту в MEA. Компания выиграла от возросшего коммерческого спроса во многих странах, особенно на десктопы. Инновации и рост портфеля новых потребительских продуктов также внесли свой вклад в позитивные  результаты в потребительском сегменте.

Lenovo снова опережала рынок, показав двузначные темпы роста в этом квартале. Компания продолжала укреплять позиции  на потребительском рынке, сохраняя при этом прочное присутствие в коммерческом секторе, и показала положительный рост в портативных и настольных ПК, увеличив долю рынка в обоих сегментах.

Acer сохранила третье место, но на ее результаты продолжали влиять слабый потребительский спрос, исчезновение мини-ноутбуков и неблагоприятная база сравнения с прошлым годом, когда росту объемов способствовала подготовка к выпуску Windows 8. Вендор выпустил новые привлекательные продукты, но более осторожно управлял товарными запасами.

Dell достигла прекрасных результатов, увеличив свою долю рынка в сегментах настольных ПК и ноутбуков. Вендор успешно отвечал на коммерческий спрос и обновление систем по всему региону. Инновация в продуктах, перестройка определенных брендов и прицельная стратегия на обновление парка ПК и меняющийся ландшафт конечных пользователей способствовали успеху компании и росту ее продаж.

ASUS сохранила пятое место несмотря на двузначный спад поставок как прямое следствие исчезновения мини-ноутбуков. Вендор пострадал также от неблагоприятной базы сравнения при подготовке старта Windows 8 в 3 квартале прошлого года. Инновации компании в планшетах пока не отразились на результатах в сегменте портативных ПК.

Apple получила шестое место, выиграв от обновления продуктов и общего веса  бренда и позиционирования, но почувствовала замедление в потребительском сегменте. Toshiba была на седьмом месте – вендор осторожно управлял запасами в преддверии выпуска новых продуктов в следующем квартале, но пострадал от сильной зависимости от потребительского рынка. Компания Samsung, на которую всё еще негативно влиял высокий  товарный  запас в рознице, заняла восьмое место в EMEA. Sony поднялась на одно место выше в EMEA, показав результаты на уровне рынка. Fujitsu замыкает первую десятку вендоров, с устойчивым ростом в сегменте настольных ПК.